Приоритет – экологическая программа ОАО «ММК»
В 2016 году Челябинская область получит 22 млн рублей на охрану и очистку водоёмов. Эту новость на днях сообщили в региональном Министерстве экологии. Много это или мало?
Из публикаций в СМИ я знаю, что эти деньги из федерального бюджета направят на очистку городского пруда в Златоусте, а также на другие проекты, — прокомментировал информацию Сергей ИВАНКОВ, генеральный директор Миасского ЗАО «Гидромеханизация». — Прудом в третьем по величине городе области мы занимаемся, по большому счёту, с конца 60-х годов прошлого столетия.
Тогда очищали водоём от ила и донных отложений, там, где впадают реки Ай и Тесьма. А до центра пруда, который никто никогда не очищал, дело дошло только несколько лет назад. Хотя давно пора. Большинству искусственных водоёмов промышленного Урала сегодня лет по 250. Со временем они неизбежно заиливаются, и однажды некогда чистый пруд перестаёт быть таковым. Так случилось и в Златоусте. Из донных отложений образовался остров, водоём начал зарастать. А это тебе и грязь, и комары, и инфекции — всё что угодно. По большому счёту, такие пруды надо основательно чистить хотя бы раз в 100 лет.
Уйдут годы и миллионы
Теперь, надо полагать, проблема будет решена?
При таком скромном финансировании ещё не скоро. Чтобы продлить жизнь пруду, предстоит убрать 2,5–3 метра донных отложений со всей его площади. В 2015 году мы закончили только первый этап I очереди работ, на который ушло около 5 лет. Скоро начнутся торги за подряд на второй этап.
Мы готовы продолжать работу, но приходится ждать. Таковы особенности законодательства. Выиграет торги какая-то другая структура, и придётся всю настроенную и отлаженную технику демонтировать, увозить. А кому-то надо будет организовывать процесс прямо противоположный. Печальный прецедент уже был, и на скорости, качестве выполнения работ он лучшим образом не сказался.
А в какую сумму оценивается очистка городского пруда Златоуста?
Весь проект 6 лет назад стоил 300 млн рублей. Теперь, разумеется, работы обойдутся дороже. А сделана пока треть запланированных объёмов.
Вы ведь занимались и занимаетесь очисткой не только этого пруда?
Почти за 60 лет работы, а в 2017 году у нашей компании юбилей, аналогичных объектов было много. Например, городской пруд в Миассе, Смородинский, Поликарповский пруды в этом же городском округе, Троицкое водохранилище, Саткинский, Уйский, Баландинский пруды. Русло реки Тобол в г. Кустанае и т. п.
А до Челябинска, до Шершнёвского водохранилища дело пока не дошло? Ведь сегодня его очистка, а также русла реки Миасс в городской черте – один из больных экологических вопросов региона.
Шершни – это тема, достойная отдельного разговора. Я уверен, например, в том, что очистка и углубление дна в районе городского водозабора значительно могла бы улучшить водоснабжение областного центра. Сравнительно недавно в рамках федеральной программы «Чистая вода» мы закончили подобные работы у водозабора в Троицке, и многолетняя проблема водного дефицита здесь была решена. Сравнение с Челябинском, конечно, несопоставимое, но пример показательный. Подготовка к саммиту ШОС в 2020 г. вынудит г. Челябинск заняться очисткой русла реки Миасс, поскольку это скорее болото, чем река. Быстро эту проблему не решить.
От гидроузлов до аэропорта
Ваша компания построила немало гидротехнических сооружений, которые дают воду и крупным городам, и небольшим посёлкам…
Это все гидроузлы в горнозаводской зоне региона, да и в других местах тоже немало наших объектов. Нязепетровский гидроузел, Нижне-Уфалейский, Иремельский, Бакальский, Усть-Катавский, Юрюзаньский, Киалимский. Ещё два гидроузла в Златоусте. Список можно продолжить. За последние 5 лет выполнялись интересные работы на объектах энергетического комплекса области, такие как строительство водоподводящего канала Южно-Уральской ГРЭС-2 длиной 700 м. Буквально в феврале этого года в сложных зимних условиях закончили работы по устройству водоподводящей прорези к вновь построенному 10-му блоку Троицкой ГРЭС.
Но всё же главная составляющая Вашего бизнеса, основной источник доходов предприятия – добыча строительного песка…
За сезон все наши действующие производственные участки – Магнитогорский, Троицкий, Еманжелинский, Миасский и Златоустовский – перерабатывают около 1 млн куб. м грунта. Это 600–800 тыс. кубов песков различного назначения, которые используются в строительстве, идут на приготовление бетонов, растворов, стеновых материалов, сухих строительных смесей. Взлетно-посадочная полоса Челябинского аэропорта выполнена из Миасского песка.
Магнитогорский металлургический комбинат
Один из ваших крупных производственных участков — Магнитогорский. Надо полагать, его работа связана с обслуживанием металлургического комбината?
Не только, но ММК, на самом деле, крупнейший наш деловой партнёр. Производство металла связано с использованием огромного количества воды, поэтому дел нам хватало всегда. За все годы работы мы вынули из воды и уложили в различные сооружения десятки миллионов кубометров грунта. Построены струенаправляющие и контурные дамбы между северным и южным переходами, дамбы золоотвалов ТЭЦ, все гидроотвалы.
При строительстве гидрозолопородоотвала у горы Мохнатой мы спрямили природное русло реки Урал. Наша гордость — 4-й автотрамвайный переход, в основание которого под воду намыто 1 200 тыс. м3 ПГС. И это лишь небольшая часть работы, которая сделана по заказу наших партнёров. Ежедневно для стройкомплекса ОАО «ММК» с Наровчатского карьера отгружается строительный песок.
В числе основных приоритетов металлургического гиганта — создание экологически ориентированного производства. Участвуете ли вы в этой работе?
Да, и очень активно. Например, производится планомерная очистка Северного канала в устье реки Башик и Левобережного отстойника промстоков ОАО «ММК» со складированием в гидроотвал для последующей вторичной переработки металлосодержащих шламов. Могу назвать и другие работы, которые выполняет наша компания. Многие из них технологически уникальны и требуют нестандартных инженерных решений. Всё это обеспечивает утилизацию отходов металлургического производства на самом современном уровне и, что очень важно, делает чище реку Урал.
Гидромеханизация – это земснаряд
Сергей Васильевич, для таких специфических работ и техника нужна особенная. Много ли заводов выпускают эту специальную технику?
Сколько-нибудь серьёзные гидромеханизированные работы невозможны без использования земснарядов. Ещё в советские времена, когда мы входили в систему Минмонтажспецстроя СССР, производство такого оборудования было в нескольких регионах страны. В 1967 году строительные земснаряды С-42 стали выпускать и в Миассе. Но потом наступили времена вхождения в рынок, и всё поменялось. Завод нашего треста переориентировал своё производство на выпуск пожарных машин в структуре Уралосибирской пожарно-технической компании.
Оценив ситуацию, мы приступили к проектированию и выпуску земснарядов под торговой маркой «Миасс» разной производительности и напора типа 400/20, 400/40, 800/40, 1400/40, 1600/45 и, конечно же, С-42. Они работают в городах: Махачкале, Курске, Санкт-Петербурге, Оренбурге, Когалыме, Иркутске, Красноярске, Семипалатинске, Астане, Кустанае, Барнауле, Перми и т. д.
Конкуренция с заводами Цимлянским, Рыбинским, Московским и Санкт-Петербургским жесткая, но мы «воюем», используя наше основное преимущество.
ЗАО «Гидромеханизация» — единственное предприятие, производящее и эксплуатирующее земснаряды. Уральская геология и климат позволяют нам совершенствовать технику бесконечно.
А что ещё Вы производите в своих цехах?
Практически всё оборудование, сопутствующее гидромеханизированным работам. Плавучие краны, лодки, плавучие якоря, плавучие пульпопроводы, бытовки. Сортировочные установки с коническим и инерционным грохотами, классификаторами, которые позволяют намывать пески, соответствующие ГОСТам.
Сергей Васильевич, а кто же это всё производит?
Мы являемся постоянными участниками съездов гидромеханизаторов Российской Федерации при Московской горной академии, и это дает мне право утверждать, что лучшего предприятия по составу инженеров-гидротехников, гидромеханизаторов и горняков в РФ нет.
Беседовал Юрий Иванников